Я – представитель поколения «детей перестройки», того, которое одновременно можно назвать и последним советским, и первым несоветским поколением. Мы застали последние годы жизни СССР, но уже не были ни октябрятами, ни пионерами. Советское прошлое для нас существует в виде смутных воспоминаний раннего детства и рассказов родителей. И ещё – в виде культурного наследия. Все мы воспитывались, хотя бы отчасти, на советских мультфильмах, книгах, детских песнях; мы даже знаем, что такое грампластинки…
Решительный перелом в жизни страны пришёлся как раз на то время, когда мы ещё не были сознательными и не могли оценить глубину и направленность этого перелома. Мы росли в эпоху всеобщей переоценки ценностей, когда всё старое отвергалось с порога, когда слово «советский» звучало как клеймо, когда всем и каждому вменялось в обязанность отряхнуть со своих ног прах проклятого тоталитарного прошлого. И вот теперь многие из нас смотрят назад с ностальгией по стране, которая давно умерла и похоронена в речах политиков тысячу раз. Молодые люди носят футболки с буквами «СССР» и скачивают из Интернета песни про Ленина и юный Октябрь…
Ностальгия старшего поколения вполне понятна. Но чем привлекательна Страна Советов для молодых, которые в ней почти что и не жили? Разве нам не объясняли, что социализм – это очереди, талоны, нищета, железный занавес, концлагеря, стукачество, пропаганда, массовое безумие и т.д.? Неужели нам не хватает чего-то в нынешней «свободной и демократической» России?
Чтобы понять, чего нам не хватает – небольшое лирическое отступление. Через какое-то время после памятной всем «монетизации» одна бабушка пыталась проехать на трамвае бесплатно, по пенсионному удостоверению. Кондуктор спустила на неё собаку и высказала всё, что думает о стариках-дармоедах. Бабушка, смущённо оправдываясь, говорила, что она всю жизнь отдала Родине, с десяти лет работала в колхозе… «Это никого не интересует!». Мне до сих пор стыдно, что я тогда, стоя рядом, не послал эту кондукторшу ко всем её праматерям и праотцам за хамство и неблагодарность. Но, может быть, этого и не стоило делать? Кондуктор ведь тоже измученная жизнью и тяжёлым трудом женщина, и как больно и неприятно, что она кричит на такую же, даже более несчастную женщину – старую, больную, ограбленную и презираемую государством, на благо которого та столько лет трудилась. Как отвратительно, думал я тогда, что человек, имея пусть маленький, но кусочек власти – в виде бляхи ТТУ на груди – сразу теряет все человеческие черты. И, словно в подтверждение моим мыслям, старушка сказала, выходя из дверей трамвая: «Раньше мы были людьми… даже в войну мы были людьми, а теперь озверели…».
Вот эта фраза произвела решительный переворот в моём сознании. Я вдруг отчётливо понял, что, как бы ни оценивать советский строй, какое бы определение для него ни придумывать – несомненно одно: он был более человечным, чем нынешний олигархический (бандитский, периферийный, дикий и т.п. – нужное подчеркнуть) капитализм. Ведь на самом деле удивительно: в годы тяжелейших испытаний, какие нам и не снились, несмотря на все материальные трудности, советские люди сохраняли человеческое достоинство. Не грызли друг другу глотку из-за денег. Более того, взаимопомощь считалась нормальным явлением. Вообще, нормальными явлениями тогда считалось всё то, что сейчас кажется странным и диким.
Любовь к Родине. «Страна героев, страна мечтателей, страна учёных. Путеводная звезда всего прогрессивного человечества. Ради такой страны мы готовы пойти на любые жертвы». (Сейчас скажут: жертвовать? вот ещё!).
Коллективизм. «Мы все – одна большая семья, мы строим коммунизм, это наше общее дело, и каждый должен стараться принести максимальную пользу обществу». (Сейчас скажут: тебе что, больше всех надо?).
Уважение к труду «Кто не работает, тот не ест. А кто работает честно и добросовестно – тому почёт и слава, о нём пишут песни и снимают фильмы». (Сейчас скажут: а зачем спину гнуть, когда можно разбогатеть нахаляву?).
Уважение к знанию. «Самая читающая страна в мире. Учиться, учиться и ещё раз учиться. Каждый должен знать и уметь как можно больше, а быть невеждой и двоечником стыдно». (Сейчас скажут: ты что, ботаник?).
Нравственное самосовершенствование. «Будь достоин высокого звания строителя коммунизма. Будь нетерпим к малейшей несправедливости. Нерадивых старайся исправить личным примером». (Сейчас скажут: дурак).
Формы, в которых всё это проявлялось, сейчас выглядят слегка наивными и зачастую могут вызвать лишь иронию. Но все упомянутые черты и качества – именно нормальные, подлинно человеческие качества, те, которые в идеале должны быть свойственны Человеку Будущего – целенаправленно культивировались в Советском Союзе.
Большинство «простых советских людей» искренне разделяли все эти гуманистические принципы и руководствовались ими в жизни. Я говорю именно о большинстве, оставляя за скобками партийных, комсомольских и прочих начальников, чьи слова из года в год всё больше и больше расходились с делами; оставляя за скобками также антисоциальные элементы, которые есть в любом обществе. Так или иначе, «средний человеческий тип», существовавший в СССР, в нравственном отношении был явно выше нашего – не думаю, что кто-то будет оспаривать это утверждение. Именно благодаря этому «человеческому типу» Россия смогла превратиться из страны лапотной и неграмотной в страну с развитой индустрией и лучшим в мире образованием; смогла одержать победу в страшнейшей из войн и первой выйти в космос. Именно перед этими людьми, которые в грязи и холоде строили Днепрогэс и Магнитку, таранили вражеские самолёты, несли свет знания в глухие деревни, мы, наше поколение, находимся в неоплатном долгу.
Почему они были такими? Дело не только в идеологии. В Советском Союзе существовало больше возможностей для полноценного развития человеческой личности. Право на труд и на отдых, бесплатное образование и медицина, дворцы культуры, библиотеки, детские площадки – всё это было реальностью, а не пустыми декларациями.
Я смотрю на фотографию двадцатилетней давности, где участники клуба юных техников вместе со взрослыми увлечённо собирают макеты самолётов и космических ракет, и думаю: как странно эта фотография смотрится из сегодняшнего дня. Да, советское государство было авторитарным, но оно почему-то стимулировало людей равняться на космонавтов, а не на бандитов. Мечтать о научных открытиях, а не о крутых тачках, клёвых тёлках и загородных виллах.
И без преувеличений великая советская культура (та, на которой отчасти выросло и наше поколение) в своих лучших проявлениях воспитывала в людях человечность, патриотизм, жажду самосовершенствования. Я читаю роман Вениамина Каверина «Два капитана» и думаю: да, в СССР хватало начальствующих дураков, подхалимов, негодяев, доносчиков, но ведь были и люди, подобные Сане Григорьеву – сильные, честные, целеустремлённые, готовые преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия ради блага своей Родины. Я завидую таким людям.
Они жили в стране, которой больше нет.
В той стране завидовать Сане Григорьеву и стремиться подражать ему было естественным и само собой разумеющимся. В этой, теперешней – стрёмно. Ибо нам объяснили, что стремление к подвигу есть следствие массового психоза, насаждавшегося тоталитарным режимом. Самоотречение и самопожертвование свойственно только фанатикам, и нет никакой разницы, во имя каких идеалов оно совершается (ведь, как известно, нет никакой разницы между коммунизмом и фашизмом). Любовь к Родине, взаимопомощь и бескорыстие – это остатки рабского совкового менталитета. А нормальный человек должен прежде всего думать об услаждении собственного брюха.
Все эти замечательные идеи в явном или неявном виде навязываются молодёжи всеми возможными средствами, от СМИ до школьных учебников. Но лучше всякой пропаганды влияет на сознания реальная жизнь, в которой социальным образцом является не честный труженик, а человек, сколотивший капитал любым способом. Чем меньше у тебя идеалов, совести, порядочности, тем большими конкурентными преимуществами ты обладаешь: такова логика капитализма. Бытие определяет сознание, и это сознание у большинства молодёжи вполне буржуазное, к сожалению: даже если они недовольны существующим строем, они не задумываются об альтернативе или не верят в неё.
Верить в альтернативу, конечно же, сложно, после краха СССР и глубокого упадка левого движения в России, после многолетней промывки мозгов в духе бездумного потребительства. Но всегда были, есть и будут те, кто в неё верит (включая автора этих строк). И при сравнении нашей эпохи с эпохой советской – многие черты которой настолько нереальны, что кажутся сказочными – возникает вопрос: а не слишком ли велика была цена, заплаченная в 1991 году? Стоило ли разрушать экономический и культурный потенциал страны ради того, чтобы кто-то получил возможность ругать Маркса и ездить по заграницам? Стоило ли платить за свободу и процветание меньшинства нищетой и страданиями большинства??
Или, как сформулировал в своём интервью Нобелевский лауреат Жорес Алфёров: «Променять несовершенный, бюрократический, но социалистический строй, в котором пусть с дефектами, но всё же реализовывались гуманистические принципы, на сомнительную свободу жить в условиях дикого капитализма, олигархии, ограбившей миллионы людей, государство ограбившей – значит согласиться на несоразмерную, катастрофическую цену» [1].
Конечно же, ставить такой вопрос сейчас не вполне корректно. К концу 1980-х годов всем было очевидно, что реформы жизненно необходимы. На мой взгляд, вполне можно было осуществить демократизацию и дать людям свободу предпринимательской инициативы в сфере мелкого и среднего бизнеса, не утрачивая при этом всех достижений «социального государства». Но история, как известно, сослагательного наклонения не терпит. Случилось то, что случилось: советский строй рухнул, и главным образом не из-за вражеских происков, а под грузом собственных проблем и противоречий. Это не означает, что 74 года были какой-то исторической аномалией, изначально обречённым на провал экспериментом, не принесшим ничего, кроме бессмысленных жертв. Наоборот: сейчас, когда прошло столько лет после крушения Союза и всеобщего разочарования в социализме, можно более трезво оценить значение советского периода истории для нашей страны и всего мира.
Можно без преувеличения сказать, что весь двадцатый век как для нашей страны, так и для всего мира прошёл под знаком СССР. Это становится особенно очевидным сейчас, когда Советского Союза уже нет на карте. Борис Акунин в своём необычайно талантливом рассказе «Проблема 2000» показал, возможно, сам того не желая, огромное историческое значение пережитого нами прошлого[3]. В рассказе происходит некий сбой во времени, в результате которого молодой дворянин – «прожигатель жизни» попадает из последнего дня девятнадцатого века сразу в двадцать первый, а «новый русский» оказывается на его месте. Оба героя успешно разруливают возникающие неприятности, в итоге они отлично устраиваются каждый в своём времени и прекрасно «заменяют» друг друга, несмотря на разницу в манерах и лексике. Напрашивается печальный вывод: то, что с нами происходит сейчас – не что иное, как регресс, возвращение вспять, возрождение «славных» традиций сословного неравенства, мракобесия и отсталости. Для паразитов – сладкая жизнь, для трудящихся – голод, нагайка и проповедь.
Мы теряем всё лучшее, чего достигли за советское время. Мы бездарно проедаем советское наследство (инфраструктура, промышленность, образование, наука…), не создавая почти ничего взамен. На фоне наших «достижений» всё более становятся заметны реальные достижения советского строя, который, при всех своих пороках, был нацелен на прогресс в широком смысле, на совершенствование человеческой природы, и в котором персонажам упомянутого рассказа Акунина не нашлось бы места. И становится понятнее, почему нынешние «хозяева жизни» стремятся стереть или выхолостить всякую память о прошлом (взять хотя бы недавнюю попытку убрать серп и молот со Знамени Победы). Потому что это прошлое воплощает собой альтернативу капитализму, потому что серп и молот – это символы государства, рождённого революцией. Само это государство умерло, но идея социальной справедливости не умрёт никогда, как бы об этом ни мечтали власть имущие.
Советский Союз, безусловно, нельзя представлять себе как некий потерянный рай – если бы он был таковым, он бы не рухнул в одночасье. Мы должны проанализировать и учесть ошибки прошлого и вместе с тем сохранить лучшее из советского наследства и попытаться возродить его в новых условиях. Выбор между новым Октябрём или продолжением деградации зависит только от нас.
[1] Алфёров Ж. Мы должны винить сами себя // Десять лет, которые потрясли… 1991-2001. М., 2002. С.192.
[2] Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: короткий двадцатый век. 1914-1991. М., 2004. С.96.
Ответ № 1 | Кому: Всем | Добавлено: 24/10/2009 09:15:25
Страна моего детства - конец пятидесятых-шестидесятые :-)
Страна моего детства
В связи с многочисленными спорами специально пишу уточняющий пост, чтобы было понятно, о чем спорим. Чтобы терминологию уточнить.
Страна моего детства была самой большой страной в мире. Самый скорый поезд ехал от границы к границе целую неделю.
У страны моего детства было много [друзей и союзников]. От пятнадцати до сорока стран по разным подсчетам.
В стране моего детства зимы всегда были морозными и снежными, а лето жарким и солнечным.
В стране моего детства почему-то почти не было собак. В нашем дворе из четырех домов держали собак только двое. И бродячих собак стаями на улицах тоже не было.
В стране моего детства на улицах практически никогда не было милиции. Тем более толпами и с автоматами. Работа в милиции в стране моего детства считалась грязной, опасной, но необходимой.
В стране моего детства служба в армии считалась почетной обязанностью каждого, а профессия военного - престижной и высокооплачиваемой.
В стране моего детства у магазинов и в переходах не стояли нищие. И бомжей в стране моего детства не было. И голодных. И по квартирам не ходили: "Помогите беженцам!"
В стране моего детства книги выходили миллионными тиражами, а газеты и журналы выписывали все поголовно. В моей семье выписывали четыре-пять журналов и пять-шесть разных газет.
В стране моего детства в самом начале моей жизни у меня была няня. И потом у брата была няня. Отец служил срочную в другом городе, а мать работала и получала восемьсот рублей (до реформы 1961 года, то есть, привычные восемьдесят).
В стране моего детства в витрине магазина всегда лежало мясо трех сортов и как минимум три сорта масла большими кубами: сливочное высшего сорта, сливочное соленое и шоколадное. Шоколадное нам покупали раз в месяц или к праздникам.
В стране моего детства квартиры не покупали, а получали согласно очереди. Первую комнату наша семья получила, когда мне не было еще полугода. А перед рождением брата нам дали двухкомнатную квартиру. Мать в то время работала техником, отец - мастером.
В стране моего детства каждый год сносили кварталы бараков и вместо них строили новые дома, и я бегал к друзьям на новоселье.
В стране моего детства пенсия позволяла жить не хуже, чем до пенсии, работая.
В стране моего детства практически каждый проходил по ступенькам: октябренок-пионер-комсомолец. Школьники со звездочками с кудрявым пацаном на груди или в пионерских галстуках не вызывали смеха или издевки. Павлик Морозов и другие пионеры-герои были образцами для подражания.
В стране моего детства САМОГО ГЛАВНОГО я видел в телевизоре только в новостях. А кто у нас Председатель Совета Министров - заучил уже во взрослом возрасте.
В стране моего детства было принято [заниматься спортом и физкультурой]. Футбол и волейбол были играми миллионов.
В стране моего детства летом отдыхали "на Юге" или "на даче" или "в деревне".
В стране моего детства для отдыха детей от родителей и родителей от детей были придуманы пионерские лагеря с минимальной оплатой за них или совсем бесплатно.
В стране моего детства до получения паспорта - до 16 лет - никто и не думал о том, [кто и какой национальности]. Об этом не спрашивали, потому что это было не интересно.
В стране моего детства детский сад был [бесплатным].
В стране моего детства и школа была бесплатной. И все учебники в школе - бесплатными.
В стране моего детства бесплатной была и больница. За свое детство я четыре или пять раз лежал в больнице с печенью, легкими, сломанной ногой. Авторитетно заявляю: больница - дом родной.
В стране моего детства и институты были бесплатными. Мой отец поступал, его друзья поступали, а потом и я, чуть повзрослев, поступал - и не раз.
[В стране моего детства НЕ БЫЛО БЕЗРАБОТИЦЫ]. Наоборот, перед каждым предприятием висела огромная доска с перечнем профессий, которые требуются, требуются, требуются.
В стране моего детства не было мафии, а "проститутка" было ругательным словом. Эпатировать публику можно было простым чтением вслух программного Маяковского: "...Где блядь с хулиганом да сифилис...". "Сифилис" тоже было ругательным словом.
В стране моего детства не разговаривали матом. Мы, дети, в нашей стране не разговаривали матом - даже когда не было рядом взрослых.
В стране моего детства с каждым годом жилось лучше. Это было заметно даже по сладостям: сначала были одни ириски и еще подушечки с повидлом, потом появились шоколадные конфеты, а потом их стало много и разных.
В стране моего детства апельсины и мандарины были сезонным товаром, зимним, новогодним. А мороженое - летним.
В стране моего детства в магазинах было в разы меньше всего, но в детстве этого не замечаешь. Зато покупка обуви занимала не дни, и даже не часы. В первом же универмаге находилось что-нибудь по ноге и по цене.
В стране моего детства стояли очереди в книжные магазины.
В стране моего детства в подъездах под лестницами не спали на картонках пьяные вонючие обоссанные мужики и бабы.
В стране моего детства в подъездах было чисто, и там можно было играть в разные игры.
В стране моего детства не было железных дверей на подъездах и в квартирах. Такие двери с запорами-засовами [показывали только в кинокомедиях].
В стране моего детства мы все вместе гордились нашими космонавтами и знали их поименно. И все вместе горевали, когда кто-то погибал.
В стране моего детства аварии, землетрясения, смерчи, взрывы были настолько редким явлением, что просто терялись в списках других новостей.
В стране моего детства никто не встречал первоклассников из школы, потому что все и везде ходили сами. И гулять до поздней ночи было совершенно безопасно. И никто не учил, что надо бояться посторонних.
В стране моего детства из сорока одноклассников только у двоих парней были неполные семьи. Их жалели и подкармливали, когда они заходили в гости. [Отдельные квартиры их матери получили на себя и ребенка].
В стране моего детства еще был такой профосоюз. Он давал путевки в разные места. Или курсовки. Меня по такой путевке возили в Трускавец лечить печень. Семье это стоило только - билеты на поезд.
В стране моего детства все куда-нибудь ездили. Поэтому всегда стояли очереди в железнодорожные кассы и в кассы Аэрофлота. [Билеты были дешевые], и мы почти всегда брали купе.
В стране моего детства по вагонам носили бутерброды с красной и черной икрой. Я не любил черную. А красную привозили откуда-то банками и бидончиками.
В стране моего детства на праздники всегда собирались большими компаниями, говорили о работе, о спорте, а потом обязательно пели, заглядывая в распечатанные и размноженные тексты песен. [Лучшим подарком на любой праздник была книга]. Очень ценились песенники.
В стране моего детства я был записан в две библиотеки - при том, что у нас самих было очень много книг. Друзья брали книги у меня почитать.
В стране моего детства мы все жили примерно одинаково, и поэтому никто ни перед кем не хвастался своим благосостоянием или редкими покупками. Все покупали примерно одинаковое. Зависти не было.
Многие молодые люди, лет эдак 14-16, с которыми иногда пересекаюсь, ВООБЩЕ ничего не знают про описываемые в статьях периоды. Некоторые вещи, вполне понятные и даже естесственные для человека жившего в 60-70-80е = для них "просто фантастика"(ц)
Некоторые факты из той жизни рвут им шаблоны просто "на раз".
Ответ № 5 | Кому: Всем | Добавлено: 28/10/2009 10:58:08
В стране моего детства люди умели и любили работать руками. Создавать, строить, паять, собирать, ремонтировать. Многие могли сделать из себе колонки, цветомузыку, починить ламповый телик. И этих людей уважали. И мы также лезли внутрь любоей техники и хотели знать почему это работает.
Ответ № 6 | Кому: Всем | Добавлено: 04/11/2009 17:16:45
Я не читал правила, не умею ставить пробелы после запятых и точек, но всё равно пытался дать ссылку на пидорский ресурс с кучей рекламных баннеров, где рассказывается о невинных жертвах кровавого тоталитаризма и зверствах советских партизан.
Очевидно, Илья не хочет, чтобы пидарасы, типа меня, публиковали у него на сайте пидорские ссылки, и поэтому он меня отключил.
Очень редко, но бывает, да. Учитывая посещаемость моего сайта ( 2-3 человека в сутки ), я теперь могу примерно представить себе - какое их количество прётся к Дмитрию Юрьевичу с его шестьюдесятью тыщами.
Тут у меня одно время можно было писать без регистрации, но с премодерацией.
Мудачьё лезло активнее.
Но тогда посещаемость была в три раза меньше, чем сейчас.
Всё постить не буду, немало там. Но послесловие приведу.
> Почему в России произошли две революции за 12 лет никакого удивления не вызывает. Удивительно лишь то, что они не случились раньше. П оложение в деревне было не лучше, чем на фабрике - регулярный голод каждые 5 лет, каждые 10 лет - мор, уносящий миллионы жизней. Плюс ко всему этому и "гениальные" реформы Столыпина довели людей совсем до края.
> Удивительно то, что люди верили царю и терпели, а когда стало совсем невмоготу и 9 января 1905 отправились, взяв иконы и одевшись в лучшие одежды с петицией к царю-батюшке с мольбой улучшить их невыносимое положение. Вот тогда в стране начался период революций. "Царь-мученик" не зря получил в народе заслуженное прозвище "Николашка Кровавый."
> Если сравнить вышеописанное с тем, что дала народу Советская Власть, то неудивительно, что за нее люди встали насмерть - слишком свежи были воспоминания от того, как жили раньше. А получили в результате Октябрьской то, о чем не смели и мечтать даже во сне: 8-часовой рабочий день (введен декретом от 29 октября (11 ноября) 1917 г), вскоре вводятся двухнедельные оплачиваемые отпуска, отпуска по беременности и уходу за ребенком ("декретные отпуска"), больничные и т.д. Рабочие стали получать государственное жилье - сначала бараки, потом коммуналки, но по сравнению с тем адом, в котором они жили до этого это было невероятным скачком вперед. По всей стране появились школы для рабочих, библиотеки, Дома Культуры, стали строиться шикарные Дома Отдыха для трудящихся. Плюс ко всему всеобщее среднее образование (сначала 7, потом 8, а затем 10 лет), всеобщее медицинское обеспечение - то, что до Революции было доступно только богатому классу. Все это появилось впервые в мире ДЛЯ ВСЕХ ТРУДЯЩИХСЯ.
А я думаю дело в поколении. Те были - созидатели, мы - потребители. Те строили университеты, заводы, космодромы. Мы строим торговые центры, элитные бордели, рестораны. Те стремились к звёздам, а большинству из нас не понять, для чего надо было сжигать миллиарды долларов в виде ракетного топлива, когда на эти деньги можно открыть элитный ресторан с сисястыми стриптизёршами, и жрать в нём лобстеров с трюфелями. Для них было важно духовное удовлетворение, для нас - орально-анальное (жрать и срать). Мы - поколение Пепси (или "говнососы", по Пелевину).
Ответ № 15 | Кому: Всем | Добавлено: 14/11/2011 15:32:59
Это не мое, честно стырено на одном из форумов. Но.. могу подписаться под каждым словом ))
Детям 60-70-80-х посвящается...
Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно
поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня.
В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности.
Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!
Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со
свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это
внимания.
Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не
толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было!
Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались
на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на
заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними.
Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без
охраны!
Как мы вообще выжили?
Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали
яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те, кто не попали, научились справляться с разочарованием.
Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтому
они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней, и оценки включали 5 баллов теоретически, и 3 балла на самом деле.
На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов!
Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к
последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно
откупиться от ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!?
Это поколение породило огромное количество людей, которые могут
рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим.
Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики... С их общего согласия... Для их же собственного блага...
На самом деле в мире не семь чудес света, а гораздо больше. Просто мы с вами к ним привыкли и порой даже не замечаем. Ну разве не чудо - первое советское средство после бритья? Помните? Кусочки газеты?
А такое чудо, как тюнинг автомобиля Москвич-412? Помните? 5-копеечные монеты по периметру лобового стекла, меховой руль, эпоксидная ручка коробки передач с розочкой и, естественно, милицейская фуражка на заднем стекле.
А резинка от трусов - это же тоже чудо! Ведь она прекрасно держит как
трусы, так и колготки и варежки!
А в кинотеатрах? Точка от лазерной указки на лбу главного героя - боже
мой, скольких людей это сделало счаст-ли-вы-ми!
Пирожок с повидлом - ну разве не чудо? Никогда не угадаешь, с какой
стороны повидло вылезет!
Еще одно необъяснимое чудо - поднимите, пожалуйста, руки те, у кого
был нормальный учитель труда... а не инопланетянин?
А такое чудо, авоська с мясом за форточкой? Помните: полез доставать -
пельмени упали!
А вот этот вот чудесный мамин развод: "Я тебе сейчас покупаю, но это
тебе на день рождения"?!
Или вот эта волшебная бабушкина фраза на прощание: "Только банки
верните!"
А холодильник ЗИЛ помните, вот с такой вот ручкой? Это же однорукий
бандит! Дергаешь ручку - сыпятся банки.
А, кстати, что до сих пор лежит в холодильниках на дверце сбоку? Нет,
не яйца. И не кетчуп. На дверце сбоку лежат...лекарства!
Бесплатная медицина - это тоже чудо. Врач один, а очереди две - одна
по талонам, а вторая по записи. А еще и третья была - "Я только спрошу!"
Да, сколько еще их было, этих чудес света...
Маленькое окошко из кухни в ванную - что там смотреть, объясните?
Обувная ложка-лошадка...
Зубной порошок - чистит как зубы, так и серебро...
Писающий мальчик на двери туалета...
Телевизор "Рубин" - берешь пассатижи и тын-тын-тын!
Плавки с якорьком... помните?!
Молоко в треугольных пакетах!
А вы говорите: "Семь чудес света!"
Мы раньше много чего делали такого, что сейчас и в голову не взбредет
делать. Более того, если ты сегодня хоть раз сделаешь то, что тогда
делал постоянно - тебя не поймут, а могут и за сумасшедшего принять.
Ну вот, например, помните, автоматы с газированной водой? Там еще был
стакан граненый - один на всех. Сегодня никому и в голову не придет пить из общего стакана! (Сегодня его украдут через пять секунд после установки автомата, ровно за три секунды до того, как утащат и сам автомат...) А раньше ведь все пили из этих стаканов... Обычное дело! И ведь никто не боялся подхватить какую-нибудь заразу! Кстати, эти стаканы использовали для своих дел местные пьяницы. И,
представьте себе, вы только представьте это - они ВОЗВРАЩАЛИ стакан на место! Не верите? А тогда - обычное дело!
А люди, вешающие простыню на стену, выключающие свет и бормочущие
что-то себе под нос в темноте? Секта? Нет, обычное дело! Раньше в каждом доме проходила церемония, которая называлась - задержите дыхание - диафильм! Помните это чудо?! У кого сейчас работает проектор
диафильмов?
Дым валит, едкий запах по всей квартире. Дощечка такая с письменами.
Что вам представляется? Индийский великий жрец Арамонетригал? На самом деле это вы-жи-га-ние. Обычное дело! Миллионы советских детей выжигали открытки мамам на 8 марта: «Мамочка, поздравляю с Международным Женским Днем. Желаю тебе мирного неба над головой, а твоему сыну - велосипед...»
А еще все сидели в ванной, причем на опущенном стульчаке, причем в
темноте - и светил там только красный фонарь... Догадались? Обычное дело - печатали фотографии. Вся наша жизнь на этих черно-белых фотографиях, отпечатанных собственными руками, а не бездушным дядькой из Кодак... Ну вы же помните, что такое фиксаж?
Девчонки, а вы помните резиночки? Удивительно, но ни один мальчишка на свете не знает правила этой игры!
А сбор макулатуру в школе? До сих пор мучает вопрос - зачем? А я ведь
тогда весь папин архив Playboy туда отнес. И мне ничего за это не было!
Только мама удивлялась, чего это отец стал так придирчиво проверять мои домашние задания?!
Ну вот, почит все, так. Исключение - Папин "плейбой". Вот у простого Советского человека, небыло пейбоев! А за принесение такого рода картинок, даже в макулаткру, разборов было бы...
Я был октябрёнком пионером отдыхал в пионерских лагерях и ездил в стройотряды! СССР в моей душе остался островком чего то тёплого дружественного ....ээх ностальгия, странно сейчас вроде больше выбора возможностей а всё ровно чего то не хватает, как думаете чего?
> Я был октябрёнком пионером отдыхал в пионерских лагерях и ездил в стройотряды! СССР в моей душе остался островком чего то тёплого дружественного ....ээх ностальгия, странно сейчас вроде больше выбора возможностей а всё ровно чего то не хватает, как думаете чего?