Тема № 670 | Кому: Всем | Добавлено: 12/07/2009 08:27:34
С.БУНТМАН: Сегодня в «Особом мнении» у нас Валерия Новодворская. Добрый вечер.
В.НОВОДВОРСКАЯ: Добрый вечер, Сергей, у нас беда. Все провалилось. Знаменитый визит Обамы - сначала провалился Обама, соответственно, провалились демократы-оппозиционеры, провалились правозащитники, дальше еще «восьмерка» провалилась. И единственное, что нам остается сделать как журналистам, ну, это чтобы журналистика не провалилась, чтобы хоть что-то осталось у несчастной страны. И вот давайте мы все и скажем.
С.БУНТМАН: Давайте посмотрим, в какой форме это можно будет сделать? Вот, пожалуйста, обо всем по порядку. Но у нас еще, конечно, несомненно будет один сюжет - это наша, действительно, утрата, которую мы, увы, ждали, потому что было положение очень тяжелое. Это, конечно, смерть Василия Аксенова, и мы об этом обязательно поговорим. Ну, начнем с Обамы. Что же он провалился-то вместе со всеми?
В.НОВОДВОРСКАЯ: Обаме не дают, видимо, покоя лавры президента Кеннеди, который своими мягкими и ласковыми словами и обворожительными улыбками довел Хрущева до того, что он поволок ракеты на Кубу, после чего мир едва не накрылся медным тазом. Карибский кризис. Мир уцелел чудом.
Обама, по-моему, превзошел президента Кеннеди, потому что, согласитесь, приехать в Россию, где парламентаризм давно выдохся как раскупоренная газировка, где, в общем, давно уже нет никакого парламентаризма, и жаловаться на американский парламентаризм в этом контексте и в этой аудитории - это, конечно, замечательное решение, больше пожаловаться было негде и не на что. Очевидно, у нас там демократическая партия не в конгрессе и сенате заседает, а загнана в подполье и собирается на частных квартирах.
Здесь так нельзя. И вообще, так нельзя. Потому что вместо хлеба-соли президента Обаму, видимо, рассчитывая на его попустительство, встретили человеческой головой. Ему швырнули арест редактора одной из немногих уцелевших у нас независимых региональных газет Александра Андронюка, редактора «Арзамасских вестей», причем свет не слыхивал еще такого обвинения, чтобы обвиняли в коррупции в форме оформления подписки. То есть репутация этого редактора настолько безупречна и он такой бессребреник, что его даже не посмели обвинить в том, что он у руководства этого местного завода вымогал деньги. Нет, оказывается, он у них подписку вымогал, чтобы они подписались на «Арзамасские вести». И вот на этом основании его арестовывают накануне визита Обамы, и приезжает улыбающийся Обама. У нас здесь налево судят Ходорковского и Лебедева, направо судят Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева. У нас здесь куча политзаключенных, у нас здесь отменен полностью федеративный принцип Российской Федерации, у нас здесь диктатура, ну, пусть по воле народа, то есть черни, по мандату черни, диктатура черни и Путин лишь выразитель - не важно, все равно. И он начинает ласково улыбаться.
***
С.БУНТМАН: Валерия Новодворская. Дорогие друзья, которые нам напоминают. Спасибо, мы с Валерией Ильиничной знаем прекрасно, что эпиграф и название романа Хемингуэя взяты из Джона Донна. Спасибо, что вы решились с нами поделиться этим таинственным знанием. Продолжаем? Мне очень хочется успеть сказать о Василии Аксенове.
В.НОВОДВОРСКАЯ: Да, конечно! Ну вот, видите, легки на помине.
С.БУНТМАН: Это кто?
В.НОВОДВОРСКАЯ: Уже и страны Балтии забеспокоились, и страны Восточной Европы.
С.БУНТМАН: Нет, это про страны Балтии забеспокоилась палата общин со своим комитетом.
В.НОВОДВОРСКАЯ: Да, но страны Балтии достаточно обеспокоились на фоне Палаты общин. И в конце концов, палата общин об этом заговорила. То есть мы - такой коллективный Фредди Крюгер, такое вот пугало, и все дрожат и не знают, чего от нас ожидать. Это очень серьезно. Россия, действительно, является мировой угрозой, несмотря на всю свою неуклюжесть, отсталость, допотопность. Ну, даже если боеголовки ядерные - они допотопные, но, все-таки даже если они упадут не туда, то все равно хватит, чтобы континент пустить на дно. Это достаточно страшно.
Кстати, об этом Василий Аксенов много говорил. Вот мы потеряли Василия Аксенова. Но в отличие от наших замечательных политиков, которые так опростоволосились при визите Обамы и наших сегодняшних правозащитников, жалких и тщедушных - вот на этом фоне Василий Аксенов смотрится очень солидно. Потому что он нам оставил «Ожог», «Остров Крым».
С.БУНТМАН: Почему очень мало вспоминают «Ожог»?
В.НОВОДВОРСКАЯ: Неприятно вспоминать. Потому что этот динозавр над Москвой, который был увиден главным героем, - знак конца Советского Союза, знак нашего вечного Юрского периода в районе метро Лермонтовская около ракушки. Он все еще стоит, можно пойти посмотреть: имеющий глаза, да увидит. Неприятно вспоминать, потому что этот роман не оставляет камня на камне ни от обывателей, ни от руководителей, ни даже от диссидентов, которые покорно ждали своей очереди на арест. Там единственный герой «Ожога» - это один эмигрант, который сбежал из лагерей, добрался до Праги, и вот он там сидит с главным героем до 1968-го года, кажется, незадолго или сразу после, но уже не в Праге, а где-то в Германии и говорит, что есть только один закон: «Уйти, преодолеть, вырваться на свободу. А если не получится, то сдохнуть на последнем холме». Вот главный герой «Ожога». А «Остров Крым» - это вообще в научение сделано и написано. Что не нужно сдаваться сверхдержавам, это как раз пример.
Почему «Остров Крым», маленький кусочек свободной территории присоединяется к Советскому Союзу добровольно? Что это за сою общей судьбы? А союз общей судьбы - это как раз и есть такое лопоухое розовощекое восхищение Запада перед Советами, которое наблюдалось у очень разных людей, вплоть до Бернарда Шоу. Это желание договариваться, это неистребимая советскость. То есть «совок» - он и в Африке «совок», и настоящие герои «Острова Крым» - это те, кто не сдаются, это те, кто уплывают на плотике, молодое поколение в Турцию. Уплывает, чтобы не достаться Советам там, на последнем плоту, кто никогда не подпишет капитуляции, даже лучше этой старой гвардии, остатков «белого движения», которые приходят сдаваться советским танкам. Вот никогда не надо сдаваться.
Между прочим, Аксенов нам вообще оставил политическое завещание в «Московской Саге». Там не очень прилично, но я, там, раскрою вам немножко последний номер «New Times», который у нас наполовину посвящен Василию Аксенову, он выйдет в понедельник. У меня там тоже есть колонка «Марш победителя». Заметьте, победитель - это Василий Аксенов. И вот там я нашла потрясающую цитату, которая, по-моему, сейчас очень актуальна. Там командарм Градов, которого вытащили из лагеря, когда Советский Союз посыпался горошком и некому было с гитлеровцами сражаться, он думает про своего брата младшего, который тоже попал в лагеря, и вот он такую вещь про себя говорит - что «убили вы моего Кирюшку, застрелили в затылок грязной чекистской пулей. Чекистские свиньи, - вот сейчас будет неприлично, - в сраку парафу весь ваш чекистский род». Вот, по-моему, это очень актуально сейчас звучит и стоит вот это все взять на вооружение.
Кстати, там есть очень хороший ответ нашим будущим комиссионерам по фальсификации истории. Там тот же командарм Градов про себя думает, когда его приглашают армию возглавить, что за несчастная судьба у нас у всех, воевать против гитлеровской российской державы за вот этого пахана, за Хевру. То есть никакого восторга, который показал телевизионный фильм, изуродовавший...