Группа литераторов из разных стран, среди которых четыре лауреата Нобелевской премии, выступила в понедельник в защиту чешского писателя Милана Кундеры, подозреваемого в том, что он был полицейским доносчиком в годы коммунистического режима, сообщает AFP.
"Проводимая клеветническая кампания является попыткой очернить достоинство одного из величайших живущих ныне писателей на основаниях, которые являются, по меньшей мере, сомнительными", - говорится в совместном заявлении 11 писателей, распространенном французским издательством Gallimard.
Отметив, что сам Кундера отверг все обвинения, авторы обращения выразили сожаление, что СМИ распространили "оскорбительный слух с невообразимой легкостью".
Среди подписавших обращение - нобелевские лауреаты: колумбийский романист Габриель Гарсия Маркес, турецкий писатель Орхан Памук и литераторы из ЮАР - Надин Гордимер и Джон Кутзее. Среди прочих выступивших на защиту своего коллеги такие писатели, как британец Салман Рушди, американец Филипп Рот и испанский кинодраматург Хорхе Семпрун, передает РИА "Новости".
В середине октября сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов сообщил, что в 1950 году студент Милан Кундера, позже ставший знаменитым писателем, был полицейским доносчиком.
Документ, найденный в октябре в полицейских архивах, свидетельствует о том, что 14 марта 1950 года Кундера сообщил полиции о встрече, которую некий его приятель назначил Мирославу Дворжачеку, дезертиру, сбежавшему в Германию после коммунистического переворота в Чехословакии в 1948 году.
Дворжачека завербовали западные спецслужбы, после чего он был выслан обратно в Чехословакию. Из-за доноса Дворжачека арестовали, он был приговорен к 22 годам тюрьмы и вскоре отправлен на урановые рудники. В 1963 году Дворжачек вышел на свободу и уехал из Чехословакии в Швецию.
Кундера, позиционировавший себя как коммунист-реформист, стал известен как писатель в 60-е годы прошлого века после публикации романа "Шутка" и сборника рассказов "Смешные любови".
В 1968 году, после вторжения советских войск в Чехословакию и свержения с поста первого секретаря ЦК Коммунистической партии Чехословакии, инициатора "Пражской весны" Александра Дубчека, которого поддерживал Кундера, писатель стал диссидентом.
В 1975 году он переехал во Францию, затем был лишен чехословацкого гражданства за роман "Книга смеха и забвения". В 1981 году Кундера получил французское гражданство. Свой самый знаменитый роман, "Невыносимая легкость бытия", в котором речь идет о советском вторжении в Чехословакию в 1968 году, он опубликовал во Франции в 1984 году.
В последние годы Кундеру называют одним из главных претендентов на Нобелевскую премию по литературе, наряду с израильтянином Амосом Озом, перуанцем Марио Варгасом Льосой и американцем Филиппом Ротом.
Милан Кундера не доносил в 1950 году в пражскую полицию на дезертира по имени Мирослав Дворжачек. Об этом чешский писатель, с 1975 года постоянно живущий во Франции, заявил агентству CTK, на которое ссылается France Presse. Обширный материал о якобы неблаговидном поступке знаменитого чешского литератора опубликовал в понедельник, 13 октября, пражский еженедельник "Respekt".
"Я застигнут врасплох... Я не делал ничего подобного. Я не знал этого человека", - сказал Кундера агентству. С его точки зрения, СМИ "напали" на него. Происхождение полицейского протокола задержания Дворжачека, на который ссылается журнал "Respekt", Кундере неведомо.
В статье в "Respekt" говорится, что студент Кундера сам пришел в полицию и рассказал о готовящемся визите в одно из пражских общежитий Мирослава Дворжачека, бывшего курсанта-летчика, заброшенного в Чехословакию из Германии. Полиция арестовала Дворжачека. Его судили по трем статьям: государственная измена, дезертирство и шпионаж, приговорили к смертной казни, затем заменили исключительную меру наказания на 22 года заключения. В 1963-м бывшего летчика выпустили из лагерей. В настоящее время он и его жена живут в Швеции.
Чешская интеллигенция в шоке: очередная совесть нации оказалась доносчиком, снова жизнь не по лжи не задалась. А была бы эта Кундера поумнее, догадалась бы написать как Солженицын: да, я стучал и всех сдавал, но меня заставили! Тогда бы и нобелевская премия, и захоронение в главной пражской церкви. А так придётся стыдиться.
Многим, конечно, в данной "находке" может померещиться "борьба за правду", как это у психбольных часто бывает. На самом же деле - вульгарное сведение личных счётов, где бумажки используются как инструмент.
Да, тяжело быть совестью нации.
Сегодня
просмотров 1015
|
посетителей 637
|
сейчас на сайте 6